Приветствую Вас Гость • Регистрация • Вход • RSS
Вторник, 30.4.2024, 10:53

«Поистине обладающие знанием являются наследниками пророков»

 

Предлагаем Вашему вниманию проповедь о необходимости поиска знаний об Исламе у известных и всеми признанных ученых и алимов.

 

В достоверном хадисе Пророка Мухаммада (мир ему) сказано: «Что же касается превосходства знающего над поклоняющимся, то оно подобно превосходству луны над прочими светилами, и поистине обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрел его, достался великий удел». Этот хадис передается в сборнике имама Муслима. Для высоконравственного человека хадис ( изречение Пророка (мир ему)) – есть истина, за которую надо держаться и которой необходимо руководствоваться в течение всей своей жизни, а не только тогда, когда это выгодно и подтверждает ваши идеи.

 

Тема этой проповеди выбрана неслучайно. Так как любовь к Аллаху и Его Пророку (мир ему) лежит через ученых, которые всей своей жизнью показывают высочайший пример и наилучшее подражание для нашей уммы (общины). Они, жертвуя всем ценным, что у них есть, сделали все необходимое, чтобы слово Аллаха, было понятно всем, и чтобы Сунна Пророка (мир ему) была доступна верующим. Эти два источника должны быть в основе всей нашей жизни.

 

В нашем современном обществе мы можем увидеть самую разностороннюю картину. Это и пассивность одних мусульман, и радикализм других, это группы, причисляющие себя к салафитам (т.е. «борцам за чистый ислам»), но отнюдь не ведущих себя так, как первые саляфы; это мусульмане, которые не хотят признавать титанический труд основателей мазхабов, отвергая их знания; и, наконец, это молодые «ученые» в кавычках, считающие себя богословами и дающими свои фетвы (богословские решения), не имея при этом никакого религиозного образования. Это – проблемы! Проблемы, с которыми мы живем, без решения которых невозможно сохранить единство нашей уммы и ее братскую сплоченность. Всевышний Аллах говорит в Коране: «Поистине, мусульмане братья…», и наше усердие должно быть направлено для сохранения братства, а не распространения вражды в умме.

 

Любой хадис не теряет свою значимость во все времена, так и приведенный в начале проповеди хадис не теряет своей актуальности сегодня. И все мы равны перед этими словами: «Ученые – наследники Пророков». И все мы должны понять, что для того, чтобы получить наследие Пророка Мухаммада (мир ему), чтобы достичь мудрости, данной ему Всевышним, мы должны следовать за учеными этой уммы. Это единственный путь, который приведет нас к пониманию истины и умению правильно руководствоваться им в нашей жизни.

 

Говоря об исчезновении знаний, Пророк Мухаммад (мир ему) не говорил, что знание уйдет с исчезновением книг. Он говорил, что любое знание уходит с исчезновением ученых. И поэтому Коран – Слово Аллаха – наставляет нас, чтобы мы проявляли по отношению к ученым не только уважение, но и защищали их для благополучия будущего нашей уммы. «Верующим не следует выступать в поход всем вместе. Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может они будут остерегаться» (сура «Покаяние», аят 122). Этот аят показывает нам то, что помимо защиты государства, существует еще много других аспектов, необходимых для жизнедеятельности уммы. А одна из главных задач – сохранение образованных людей, ученых, которые являются специалистами во всех областях жизни. Даже среди тех, кто способен сражаться, часть должна остаться дома ради образования, чтобы, когда, воины вернутся домой, мудрые ученые направляли бы их разум при решение самых разных проблем, с которыми приходится сталкиваться ежедневно.

 

А Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Поистине, Всевышний Аллах сказал: «Я объявляю войну враждующему с тем, кто близок ко Мне» («Сахих» аль-Бухари). Ибн Хаджар пишет: «Под близким к Аллаху подразумевается тот, кто обладает знанием об Аллахе, не выходит из повиновения Ему и проявляет искренность в поклонении Аллаху».

 

Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают?

 

Всевышний Аллах специально обращает наше внимание на неравноценность обладающих знанием и тех, кто знанием не обладает. «Скажи: «Неужели равны те, которые знают, и те, которые не знают? Воистину, поминают назидание только обладающие разумом» (сура «Аз-Зумар», аят 9). Очень важно для верующего человека руководствоваться этим аятом. Это – универсальное правило, которым «обладающие разумом» пользуются ежедневно, консультируясь в области медицины, юриспруденции, или технических специальностях. Никому не придет в голову, что про компьютеры надо спрашивать у торговца семечками. А разве при серьезных болезнях правильным будет обращаться не к врачу, а к студенту медицинского института? Нет, мы всегда стараемся консультироваться у специалистов. И чтобы купить хороший компьютер, не потратив при этом свои деньги зря, и чтобы получить профессиональное медобслуживание у квалифицированных врачей, которые имеют несколько дипломов и огромный опыт работы. И всем понятно, что «обладающие разумом» не могут поступить иначе, т.к. знаем, что не равны те, которые знают, и те, которые не знают, т.е. не разбираются в этих вопросах, и не являются квалифицированными специалистами в данном направлении.

 

А что же касается религии –аятов Корана или хадисов Пророка Мухаммада (мир ему)? Разве «обладающие разумом» не должны и здесь руководствоваться таким же принципами? Напротив! В первую очередь мы должны внимательно относиться к религиозным вопросам, поскольку именно религия является основой как для Дунья (земной жизни), так и для Ахырата (последней жизни). Но что мы наблюдаем сейчас? Порой мусульмане спрашивают любого, называющего себя амиром, и следуют за ним, даже не задумываясь над тем, какое образование получил этот человек. И это определяет, насколько верующий пренебрежительно относится к религии Аллаха. Даже в первые столетия истории Ислама, когда правителями и наместниками были арабы, они обращались за знанием к вольноотпущенникам. Они достигли уровня достойнейших и почитаемых арабов по причине высочайшего уровня знаний, благодаря которому возвысился не только их социальный статус, но и авторитет. И во всех главных духовных центрах мусульманского мира они были главными богословами, к которым обращались за знанием.

 

Недостаточно знание одного арабского языка, чтобы давать богословские решения – фетвы. Недостаточно и того, что кто-то прочитал книгу «Личность мусульманина» или «Личность мусульманки» и позволяет себе решать, кто заблудший, а кто на истинном пути. Это все относится к компетенции ученых–муфтиев, а не простых верующих. «Аллах возвышает по степеням тех из вас, кто уверовал, и тех, кому даровано знание» (сура «Аль-Муджадиля», аят 11). «Поистине! Боятся Аллаха среди Его рабов только обладающие знанием» (сура «Аль-Фатыр», аят 28). Эти аяты из Корана точно показывают нам путь поиска знания, и у кого надо брать это знание, чтобы не заблудиться, не сбиться с истинного пути и быть ближе к милости Аллаха.

 

Спросите же обладателей знания, если сами вы не знаете.

 

«Спросите же обладателей знания, если вы сами не знаете» (сура «Ан-Нахль», аят 43). Самое элементарное правило для покорного (т.е. мусульманина) Писанию Аллаха, но самое тяжелое для исполнения. Потому что «спросить обладателей знания» – это есть поиск знаний. Этот аят дополняет своим толкованием хадис Пророка Мухаммада (мир ему): «Поиск знания является обязательным для каждого мусульманина и мусульманки». Это намного более сложный и тяжелый путь, чем находить ответы в Интернете, не напрягая мозги, не тратя времени, здоровья и денег. «Разве они не странствовали по земле, имея сердца, посредством которых они могли разуметь, и уши, посредством которых они могли слушать?...» – говорит Всевышний Аллах в суре «Аль-Хадж», аяте 46-ом, спрашивая о тех людях, которые отказались принять то, с чем пришел Пророк Мухаммад (мир ему). Мы же хотим, чтобы знание пришло к нам в готовом виде, по всем вопросам. Имам Малик сказал: «Ты должен идти к знанию, а не знание придет к тебе». И, поистине, «обладающие знанием являются наследниками пророков, пророки же не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство одно только знание, а тому, кто приобрел его, достался великий удел». Не надо забывать этот хадис Посланника Аллаха, уважаемые братья и сестры. Говоря об этом, Абу Хурайра однажды сказал верующим: «Пока вы заняты мирскими делами, в мечети делят наследство Пророка Мухаммада (мир ему)». Все побежали в мечеть и увидели там, что одни учат Коран, другие учат хадисы, третьи учат фикх. Тогда они вернулись к Абу Хурайре недовольными и сказали: «Там нет никакого богатства», на что Абу Хурайра ответил словами выше приведенного хадиса: «Пророки не оставляют в наследство ни динаров, ни дирхемов, но оставляют в наследство только знание…».

 

«Одним из признаков приближения Последнего часа будет то, что люди станут обращаться за знанием к малым (т.е. малообразованным, а не к специалистам)», - говорится в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему). Имам Малик же говорил: «Не следует брать знание у четырех людей: явного глупца; человека, следующего за своими страстями и призывающего к этому других; человека, который известен тем, что лживо передает слова людей, даже если он не возводит ложь на Посланника Аллаха (мир ему); и заслуженного и благочестивого человека, не обладающего знаниями». Это говорит великий ученый, который начал говорить о религии Аллаха только после того, как получил разрешение на это у семидесяти ученых своего времени. Которые подписались под него, подтвердив тем самым его уровень знания. Это в то время, когда их отделяло от Пророка (мир ему), сто с лишним лет.

 

Абдуллах ибн Масуд, да будет доволен им Аллах, сказал: «Люди будут пребывать в благополучии до тех пор, пока будут брать знание у верных и больших ученых. А когда они начнут брать знания у малых и худших из них, то пропадут». Эти слова великого сподвижника, и прекрасного богослова объясняют последствия и причины тех проблем, которые возникают сегодня у части мусульман, которые оставляют мнение и знание великих ученых, и стремятся решить вопросы нашей религии, опираясь на мнения тех, кто далек от знания. Тех, кто только научился читать намаз, кто лишь познакомился с основами пяти столпов ислама, или же съездил на курсы за границу. Разве мы можем сказать, что они имеют право давать богословские решения? Очевидно, что нет.

 

И поэтому не удивительно, что имам Малик, говоря про одного из своих учителей, сказал, что научился у него слову «Я не знаю». Да, очень тяжело перебороть себя, и, поднимая проблему, самому же признаться, что не знаешь ответа. Так давайте же призадумаемся над этим, и будем руководствоваться не «малыми и полуграмотными», а «большими и авторитетными» учеными, авторитет которых уже давно не подвергается никаким сомнениям.

 

 

главный имам-хатыб Нижегородской Соборной мечети «Тауба»,
директор Нижегородского Исламского медресе «Махинур» Абдулбари-хазрат Муслимов

Воркутинская умма © 2024