Умар бин аль-Хаттаб, да будет доволен им Аллах, передал, что он слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, дела связаны с намерениями и, поистине, каждому человеку достанется лишь то, что он намеревался обрести. Так, переселявшийся к Аллаху и посланнику Его переселится к Аллаху и посланнику Его, переселявшийся же ради обретения мирских благ или ради того, чтобы жениться на какой-нибудь женщине, переселится к тому, что являлось целью его переселения».
Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
Величие этого хадиса:
Все авторитетные знатоки сунны сходились во мнении о том, что данный хадис является достоверным. Аль-Бухари начинает свой “Сахих” именно им, сделав его как бы своим вступительным словом и желая указать на то, что всякое дело, которое совершается не ради Аллаха, является тщетным и не принесёт плодов ни в мире этом, ни в мире ином. В этом хадисе сформулирован один из важнейших принципов религии ислама, а имам аш-Шафи’и сказал: ”Этот хадис заключает в себе треть знания”.
Имам Ахмад сказал: ”Основу ислама составляют собой три хадиса” -, упомянув этот хадис, тот хадис, который начинается словами: ”Тот, кто внесёт нечто новое в наше дело...”, а также хадис, начинающийся со слов: ”Дозволенное очевидно...”
Исхак бин Рахавийа сказал: ”Четыре хадиса составляют собой основу этой религии” - , имея в виду те хадисы, о которых говорил имам Ахмад, а также тот хадис, который начинается словами: ”Каждый из вас формируется в утробе своей матери...”
То же самое говорил и Абу Дауд, считавший, что именно эти четыре хадиса являются основой сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует.
Причина:
Ибн Хаджар писал:
- Ибн Дакик аль-Ид сказал: ”Передают, что один человек переселился из Мекки в Медину не ради достоинства этого переселения (хиджры) как такового, а для того, чтобы жениться на женщине по имени Умм Кайс, и поэтому в данном хадисе говорится именно о женщине, а о других возможных намерениях людей умалчивается”.
Историю человека, переселявшегося из-за Умм Кайс, приводят также Са’ид бин Мансур и ат-Табарани, который сказал: ”Однако нет здесь ничего, свидетельствовающего о том, что именно этот случай побудил пророка, да благословит его Аллах и приветствует, произнести эти слова, не дают оснований говорить об этом и иные источники”.
Что же касается Ибн Раджаба, то он сказал:
- Многие считают, что именно из-за того, кто переселился ради Умм Кайс, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: ”...переселявшийся же ради мирских благ или ради того, чтобы жениться на какой-нибудь женщине...”—, и многие поздние авторы упоминают об этом в своих книгах, однако мы не считаем, что для этого есть какие-нибудь основания, а Аллах знает об этом лучше.